Письма незнакомке

Андрэ Моруа

О необходимой мере кокетства
Об одной молоденькой девушке
О мужской половине рода человеческого
О любви и браке во Франции
Об относительности несчастий

О необходимой мере кокетства

"Клевета, сударь! Вы просто не понимаете, чем решили пренебречь", - говорит один из персонажей "севильского цирюльника". Меня частенько так и подмывает сказать слишком доверчивой и непосредственной в любви женщине: "Кокетство, сударыня! Вы просто на понимаете, к чему относитесь свысока". Кокетство было и есть поразительно мощное и опасное оружие. Этот набор искусных уловок, так внимательно изученный мариво, заключается в том,чтобы сначала увлечь, затем оттолкнуть, сделать вид, будто что-то даришь,и тут же отнять. Результаты этой игры поразительны. И даже зная заранееобо всех этих ловушках, все равно попадешься.
Если хорошенько подумать, это вполне естественно.

Без легкого кокетства, порождающего первую робкую надежду, у большинства людей любовь не просыпается.

"Любить - значит испытывать волнение при мысли о некоейвозможности, которая затем перерастает в потребность, настойчивое желание, навязчивую идею". Пока нам кажется совершенно невозможным понравитьсятакому-то мужчине (или такой-то женщине), мы и не думаем о нем (или о ней). Не терзаетесь же вы от того, что вы не королева англии. Всякиймужчина находит, что грета гарбо и мишель морган на редкость красивы, ивосторгается ими, но ему и в голову не приходит убиваться от любви к ним. Для своих бесчисленных поклонников они всего лишь образы, живущие на экране. И не сулят никаких возможностей.
Но стоит нам только принять на свой счет чей-либо взор, улыбку,фразу, жест, как воображение помимо нашей воли уже рисует нам скрывающиесяза ними возможности. Эта женщина дала нам повод - пусть небольшой - надеяться? С этой минуты мы уже во власти сомнений. И вопрошаем себя:"Вправду ли она интересуется мною? А ну как она меня полюбит? Невероятно.И все же ее поведение..."Короче,какговаривалстендаль, мы"кристаллизуемся" на мысли о ней, другими словами, в мечтах расцвечиваемее всеми красками, подобно тому как кристаллы соли в копях Зальцбурга заставляют переливаться все предметы, которые туда помещают.
Мало-помалу желание превращается в наваждение, в навязчивую идею.Кокетке, которой хочется продлить это наваждение и "свести мужчину с ума", достаточно прибегнуть к старой как род людской тактике:

Убежать, дав перед этим понять, что она не имеет ничего против преследования, отказать, оставляя, однако, проблеск надежды: "Возможно, завтра я буду ваша". И уж тогда незадачливые мужчины последуют за нею хоть на край света.

Эти уловки достойны осуждения, если кокетка употребляет их, дабывывести из равновесия многочисленных воздыхателей.Такое поведение непременно заставит ее быть нервной и обманывать, разве только оначертовски ловка и умудриться, никому не уступая, не задеть самолюбиямужчин. Но и записная кокетка рискует в конце концов исчерпать терпениесвоих обожателей. Она, как селимена у мольера, погнавшись за несколькимизайцами сразу, в конечном счете не поймает ни одного.

Раз вы не можете в счастливой стороне,
как все нашел я в вас, все обрести во мне, -
прощайте навсегда! Как тягостную ношу,
с восторгом наконец я ваши цепи сброшу.


Напротив, кокетство совершенно невинно и даже необходимо, если его цель - сохранить привязанность мужчины, которого любят. В этом случае женщина в глубине души не испытывает никакого желания кокетничать."Величайшее чудо любви в том, чтоонаисцеляетоткокетства". По-настоящему влюбленной женщине приятно отдаваться безоглядкиипритворства, часто с возвышенным великодушием. Однако случается, что женщина вынуждена слегка помучить того, кого любит, так как он принадлежитк числу тех мужчин, которые не могут жить, не страдая, и которыхудерживает сомнение. Тогда

даже целомудренной, но влюбленной женщине не зазорно притворяться кокеткой, дабы не потерять привязанность мужчины,

подобно тому как сестре милосердия приходится иногда в интересах больного быть безжалостной. Укол болезнен, но целителен. Ревность мучительна, но онаукрепляет чувство. Если вы, моя незнакомка, когда-либо позволите мне узнать вас, не будьте кокеткой. Не то я непременно попадусь в сети, как и всякий другой.
Прощайте.

 

Об одной молоденькой девушке

- Покорить мужчину... - Говорит она. - Но женщине не дано покорять.Она - существо пассивное. Она ждет нежных признаний... Или обидных слов.Не ей же проявлять инициативу.
- Вы описываете видимость, а не реальность, - возражаю я. - Бернардшоу уже давно написал, что если женщина и ждет нежных признаний, то также, как паук ждет муху.
- Паук ткет паутину, - отвечает она, - а, что, по-вашему, делатьбедной девушке? Она или нравиться, или нет. Коли она не нравится, еежалкие старания не способны преобразить чувства мужчины. Думаю, она скореедобьется обратного: Ничто так не раздражает юношу, как притязания девушки,к которой он равнодушен. Женщина, которая сама себя навязывает и делаетпервый шаг, добьется мужчины, но не любви.
- Это было бы верно, - говорю я, - если бы женщина действовала неумело и было бы очевидно, что инициатива исходит от нее; но искусствокак раз в том и заключается, чтобы сделать первые шаги незаметно. "Онабежит под сень плакучих ив, но не хочет, чтобы ее увидели..." Отступая, заманить противника - вот старая, проверенная военная хитрость, она немалопослужила и девицам, и солдатам.
- Это и в самом деле испытанная хитрость, - соглашается она, - но,если у неприятеля нет ни малейшего желания преследовать меня, мое бегствони к чему не приведет, я так и останусь в одиночестве под сенью плакучихив.
- Вот тут-то вы, женщины, и должны постараться пробудить в мужчине желание преследовать вас. Для этого разработана целая тактика, и вам оназнакома лучше, нежели мне. Надо ему кое-что позволить, притвориться, будтоон вас сильно занимает, потом неожиданно "все поломать" и решительнозапретить ему то, что еще вчера он считал прочно завоеванным. Контрастныйдуш - встряска суровая, но под ним и любовь, и желание растут как надрожжах.
- Вам-то легко говорить, - возражает она, - но такая тактика предполагает, во-первых, хладнокровие у той, что приводит замысел висполнение (а как подвергнуть испытанию человека, чей голос заставляет вастрепетать?); Во-первых, необходимо, чтобы испытуемый мужчина уже началобращать на нас внимание. В противном случае катайте, сколько хотите,клубок ниток, котенок отказывается играть.
- Ни за что не поверю, - говорю я, - что молоденькая и хорошенькая девушка не в силах заставить мужчину обратить на нее внимание; для начала достаточно завести речь о нем самом. Большинство представителей сильного пола кичатся своей специальностью.Терпеливо выслушивайте их разглагольствования о профессии и о них самих - этого вполне достаточно, чтобы они сочли вас умницей и почувствовали желание снова увидеться свами.
- Стало быть, надо уметь и поскучать?
- А как же, - подтверждаю я. - Это уж само собой разумеется. Касается ли дело мужчин или женщин, любви или политики,

в этом мире преуспеет тот, кто умеет и поскучать.

- Ну, а тогда я предпочитаю не преуспевать, - замечает моя собеседница.
- Я тоже, - соглашаюсь я, - и, бог свидетель, уже в этом-то мы с вам и преуспеем.
Вот такой разговор, QUеRIDа (дорогая), произошел у меня вчера с одной молоденькой девушкой. Ничего не поделаешь! Вас ве