|
Визитная карточка автора:
Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук, профессор
Санкт-Петербургского государственного университета |
Отношение к деловой женщине в обществе
Рада Грановская. Журнал
"Протокол и этикет"
"Перетерпи в мужчине чудовище и обретешь принца".
Сергей Аксаков. Аленький цветочек.
Как ни странно, в современном обществе действуют традиционные
ролевые стереотипы, жестко и по-разному сформулированные для мужчин и
женщин. Они определяют предвзятое отношение к женщине и оправдывают противодействие
мужчин ("все так поступают", "так было испокон веков").
Изучение этих стереотипов помогает понять причины профессиональной ущемленности
женщин.
Особенно остро женщина чувствует свою ущемленность, когда
пытается сравнить свое положение с положением мужчины. Пока она сравнивает
себя с женщинами, она может в целом чувствовать себя удовлетворенной -
даже несмотря на непропорциональные обязанности по дому. Совсем иная ситуация,
когда она сравнивает себя с мужчинами: в этом случае к ней как к женщине
применяется иная система ценностей.
В критериях оценки мужчин и женщин обнаруживается фундаментальная асимметрия.
Мужчина всегда трактуется как начало культурное и активное, а женщина
- как пассивное. Мужчины оцениваются главным образом по своему общественному
положению, роду занятий, социальным достижениям, женщины - в системе семейно-родственных
отношений: как сестры, жены и матери. Поэтому при описании женщин акцентируются
такие черты, как красота, сексуальность, хозяйственность. В результате
такого однобокого восприятия обществом женщины, врывающиеся в деловую
сферу, оказываются в значительно большей зависимости от социальной среды,
чем мужчины.
В деловой жизни женщина сталкивается с тем, что практически все нормы,
принятые
в обществе, - мужские. Мужчины, занимающие руководящее положение, подсознательно
считают, что быть деловым человеком - значит быть мужчиной. На этой основе
и формируется "стеклянный потолок" - препятствие, которое не
дает женщине продвигаться по служебной лестнице в соответствии со своими
способностями.
Уже при приеме на работу женщина чувствует дискриминацию. Например, мужчинам
вовсе не обязательно сообщать нанимателю свое семейное положение и степень
занятости семейными делами, женщин же подробно расспрашивают о семье,
детях и о том, кто о них заботится, когда они болеют.
Эта особенность отчетливо проявилась при изучении процесса приема на работу.
Экспертов просили по анкетам расставить оценки претендентам.
Одним из них сказали, что претенденты мужчины, а другим - что женщины.
По тем же данным мужчины получили более высокие оценки компетентности!
Вывод: для получения одинаковой с мужчиной оценки женщина должна была
намного превосходить его.
В другом исследовании волонтеров просили представить себя в роли работников
фирмы. Их заранее разделили на две группы.
В первой группе объявляли, что новый сотрудник - это мужчина, во второй
- что женщина. Они должны были составить свое представление о новом сотруднике
по следующей информации:
- на рабочем столе он держит семейную фотографию;
- его бумаги всегда разбросаны, но отчет он подал раньше всех;
- начальник пригласил его на ужин;
- он собирается поменять место работы.
В первой группе большинство пришло к выводу, что он хороший семьянин,
творческий человек, умен, скоро пойдет на повышение, нашел себе место
получше и скоро уйдет туда.
Во второй группе отмечали, что новая сотрудница, вероятно, не склонна
думать о работе, неряха, выскочка, пытается заигрывать с начальником,
к тому же вынуждена поменять работу, поскольку здесь "не тянет".
Две роли
На фоне мужских стереотипов деловой женщине предстоит научиться
сочетать две противоположные роли: семейную и профессиональную. Понятно,
что профессиональная роль женщины может негативно влиять на другие стороны
ее жизни (возлюбленной, невесты, жены и приятельницы). На фоне традиционных
женских ролей профессионализм является скорее отрицательным, чем положительным
фактором. Женщину, ставящую профессиональные интересы выше кухни, пренебрежительно
именуют "синим чулком". Это пренебрежение формирует у нее "боязнь
успеха"
и "боязнь отторжения" - особые переживания женщины, решившейся
заявить о своей компетентности и карьерных амбициях и вынужденной бороться
и с сопротивлением окружающих, и давлением традиций. Психологически метания
между этими ролями чреваты для женщины внутренними и внешними конфликтами
- ее эмоциональность, готовность помочь и способность к сопереживанию
сталкиваются со стремлением к успеху и необходимостью конкуренции.
"В наказание" за то, что женщины хотят в деловых отношениях
быть такими же, как мужчины, те не воспринимают их как женщин, полагая,
что в стремлении к профессиональному самоутверждению они теряют женскую
сущность.
Самое неприятное, что вслед за мужчинами и многие женщины (особенно те,
кто не интересуется работой или не добился в ней успехов) тоже относятся
к преуспевающим представительницам своего пола весьма настороженно, предпочитая
голосовать за политиков-мужчин, работать под началом босса-мужчины и пользоваться
услугами адвоката и врача - мужчин. Такая позиция связана с осознанием
явного сходства между начальницей и собой и нежеланием признавать глубинные
различия - в профессионализме, работоспособности и интеллекте. В результате
женщинам-профессионалам даже женщины отказывают в женственности, считая,
что если она мастер своего дела, то это - "мужик в юбке", приравнивая
профессиональные достижения к потере женственности.
Учитывая эти социальные стереотипы, женщина, стремящаяся преуспеть и в
то же время не желающая приобрести имидж мужеподобной, может сознательно
деформировать свое поведение. Страдая от чувства вины за то, что живет
"не по-женски", она начинает умалять свои успехи и прилагает
все усилия к тому, чтобы казаться более женственной - старается выглядеть
застенчивой, эмоциональной, слабой, сентиментальной, беспомощной и даже
недалекой.
Принудительная деформация под стереотип происходит и по отношению к мужчинам.
Женщины в мужчине выше всего ценят ум, честолюбие, образованность и трудолюбие,
то есть выделяют качества, достигнутые в результате собственных усилий,
тем самым навязывая ему желательную жизненную стратегию. Поэтому многие
мужчины боятся демонстрировать свою расположенность к домашнему хозяйству:
привычку готовить, убирать, стирать, то есть вести себя как бы по-женски.
Известно, что мужчины, обладающие внешностью киногероев, чаще подвержены
неврозам, поскольку женщины заставляют их играть, возможно, не свойственные
им роли: отважных, сильных, благородных.
Существует расхожее мнение о том, что, попадая в положение,
дающее ей власть, женщина провоцирует конфликты. Однако представления
о неизбежности конфликтов и скандалов, в эпицентре которых окажется деловая
женщина, в достаточной степени иллюзорны. На практике этого почти не наблюдается.
Такое положение выявилось в ходе экспериментов, когда искусственно был
создан конфликт двух мотивов: стремления к сотрудничеству, общению и дружбе
и достижения личного, индивидуального успеха. Обнаружили, что мужчины
и женщины вели себя по-разному. Женщины чаще отзывались на просьбы: у
них в большей степени преобладал мотив сотрудничества над мотивом достижения.
Что касается мужчин, то они не откликались на просьбы друга, даже если
исходно мотив сотрудничества у них был сильнее мотива достижения, так
что женская дружба оказалась надежнее мужской.
Страх перед женщиной
Упомянутые установки и стереотипы нередко поддерживают страх
перед женщиной. Каких женщин больше всего опасаются мужчины? Жестоких,
сексуально ненасытных или непозволительно умных. По данным немецких психологов,
если женщина держится преувеличенно гордо, высокомерно и самодовольно
- 85% мужчин избегают ее общества. Обнаружено, что большинство мужчин
раздражают женщины, предпочитающие в одежде яркие краски и крупные узоры.
При виде женщины с "атакующим" макияжем мужчины предпочитают
расступиться или отвернуться. Поэтому деловой женщине очень важно найти
свой стиль поведения, подачи себя, одежды
и макияжа, который позволит коллегам и товарищам по команде воспринимать
ее адекватно.
Женщине, стремящейся к продвижению, необходимо понимать сложность положения
руководителя, которому на значимую должность предлагают сотрудницу. С
одной стороны, он не хочет принимать или продвигать женщину, с другой
- не желает эту свою установку афишировать. Многие уверены, что с умным
руководителем этого не происходит, однако подобные проблемы не зависят
от интеллекта. Просто умный руководитель сначала (иногда достаточно долго)
будет (даже с удовольствием) пользоваться плодами деловых успехов женщины,
а только потом начнет препятствовать ее продвижению, глупый же сразу,
испугавшись, что вдруг женщина окажется умнее, станет грубым и агрессивным.
Так или иначе, руководителю предстоит преодолевать групповые нормы, что
требует больших усилий, поскольку предполагает сопротивление реально действующим,
а не только провозглашенным социальным стандартам. В этой ситуации он
чаще всего выбирает одну из трех стратегий поведения:
- опровергнуть факт ее компетентности: "Возможно, там она и справлялась,
а у нас не сможет!" Не желая выглядеть ретроградом, он подходит к
разрешению ситуации через сужение проблемы, изыскивая выход в конкретном,
частном случае. "Вообще-то я не против выдвижения женщин, но действительно
высококомпетентных, чего в данном случае, увы, не усматриваю". Оспаривать
факт должной компетентности данной женщины значительно проще, и здесь
можно сыскать не только скрытую, но и публичную поддержку общества. Это
наиболее простой выход;
- устранить противоречие, исключив компетентную женщину из своей сферы
общения. Для этого достаточно каким-либо способом вывести эту компетентную
женщину из коллектива, с его молчаливого одобрения: "Стратегия фирмы
такова, что в настоящий момент организация этого отдела стала нецелесообразной",
или: "Надо сокращать количество отделов, и целесообразно начать с
отдела, которым руководит мадам N", или: "Пусть поработает для
начала в другом отделе";
- сделать повышение данной женщины приемлемым для коллектива: "Ну
что же, давайте попробуем ее на этой должности, присмотримся и потом решим
окончательно. Ведь мы все знаем, что три предыдущих специалиста - мужчины
- на этой позиции оказались несостоятельными". Именно неокончательность
положительного решения делает для коллектива это решение допустимым. Это
самая трудная и редкая стратегия.
Но когда руководитель протестует против появления женщины на его производственном
поле, он не принимает во внимание, что не каждая женщина - женщина и не
каждый мужчина - мужчина. Как показывает современная наука, у каждого
человека присутствуют и женские, и мужские черты, но в различной пропорции.
Специальные тесты показали, что человек, маскулинный по одним показателям,
может быть феминным по другим. Таким образом, когда руководитель протестует
против навязывания ему специалиста-женщины, то еще неизвестно, кто в большей
мере женщина в этой паре?
Cвойства женщин, обостряющие конкуренцию
Обладая повышенным чувством ответственности, женщины демонстрируют
меньшую устремленность к командным высотам. Если большинство мужчин предпочитают
командный стиль управления, основанный на приказах, обращении к личным
интересам, принятии рациональных решений и поощрении, то женщины предпочитают
сотрудничество, стремятся мотивировать подчиненных, делегируя им полномочия,
связанные с целями и интересами организации. Для них характерна ориентация
не на цели, а на процесс, определяющая отсутствие властолюбия. Поэтому
женщины-начальники, которые удовлетворены работой и чувствуют, что к ним
хорошо относятся, создают намного меньше проблем с руководством на своем
уровне, чем начальники-мужчины.
К безусловным достоинствам, повышающим профессиональные возможности женщин,
следует отнести силу женской интуиции, проявляющуюся в безошибочности
предчувствий и безотчетной проницательности. Женщины более внимательны
к эмоциональным аспектам межличностных отношений и своего внутреннего
мира.
Такая чувствительность позволяет им синтезировать большие объемы сведений
низкого качества, так сказать "вытаскивать значимые сигналы из-под
шума". Именно такие сигналы и выступают в качестве подсказки в искомом
решении.
Другое отличие женщин (в своем большинстве праводоминантных) - целостное
восприятие - способность видеть все поле проблемы одномоментно, а отдельные
аргументы - параллельно. Это преимущество позволяет им при анализе ситуации
видеть ее в целом, несмотря на существенные информационные лакуны. Другой
стороной такого преимущества является возможность в разговоре "перепрыгивать"
с одного на другое, не теряя при этом нить беседы. Эта способность обычно
непонятна мужчинам и раздражает их, внушая им страх перед хаосом женских
мыслей, поскольку большинство из них - леводоминантные личности и способны
воспринимать события только последовательно.
Благодаря более развитому вниманию женщины часто получают работу, отличающуюся
от той, которая перепадает их коллегам-мужчинам. Если рабочее задание
должно быть выполнено быстро и без лишних вопросов, его получает мужчина.
Но если задание сложное, рассчитано на длительный срок и нужна "ломовая
лошадь" (тот, у кого есть способности и терпение взвесить все обстоятельства),
то предпочтение отдают женщине. Благодаря своим интуитивным способностям
она усматривает множество недочетов и противоречий, что, конечно, удлиняет
путь к цели (время исполнения).
К проявлениям женской интуиции следует отнести также их особенную чувствительность
к красоте. Считается, что вообще восприятие красоты в значительной степени
обусловлено способностью сведения сложного к простому. Обостренное чувство
гармонии позволяет женщинам находить оригинальные творческие подходы к
техническим и организационным проблемам.
Кроме того, женщины в большей мере обладают чувством такта, более чутки
к нюансам, к невербальным сигналам. Например, они понимают, что существуют
темы, которых без особой необходимости касаться крайне нежелательно -
как в дружеском, так и в профессиональном общении.
Обсудить
на форуме...
Главная
Карьера
Женщина и общество
|