Как пройти собеседование

Статья подготовлена по материалам Женского консорциума ННД-США и "Винрок Интернешнл"

Итак, свершилось! Долгие поиски свободных вакансий и терпеливые обзванивания потенциальных работодателей принесли свои плоды - тебе назначили собеседование (и возможно не одно). Не думай расслабляться - тебе предстоит маленькая психологическая дуэль. Впрочем, в ней не будет победителя и побежденного. Если тебе удастся найти общий язык с работодателем, в выигрыше будут все.

Внешний вид| Вопросы работодателя| Вопросы к работодателю| Первые 90 секунд| "Подводные камни"

Внешний вид

"Что одеть?" - это первый вопрос, который станет перед тобой после приглашения на собеседование. Твоя одежда должна зависеть от того, в какой области работает фирма, на какую должность вас приглашают, кто будет вести собеседование.
Если ты не собираешься делать карьеру в сфере шоу-бизнеса (где экстравагантный наряд является привычным), то для такого случая лучше всего подходит деловой костюм мягких пастельных тонов. В любом случае, яркие цвета (особенно красный) одевать рисковано. Юбка предпочтительнее брюк. Длина юбки должна "укладываться" в промежуток от "лодонь под коленом" до "ладонь над щиколоткой". Само собой, вся одежда должна быть идеально чистой и выглаженной. Обрати внимание на обувь - лучше отказаться от очень высоких каблуков.
Если волосы длинные, то не распускай их. Если стрижка короткая, то у присутствующих не должно сложиться впечатления, что ты только что из парикмахерской.
Все документы положи в папку и в портфель или сумку (желательно, с минимальным количеством металических деталей). Не одевай броскую бижутерию и украшения. Кроме обручального кольца, лучше одеть не больше одного престня. Сделай себе незаметный макияж и лучше не использовать резких духов.

О чем может спросить работодатель
Собеседования бывают разные. Чаще всего их проводят "с глазу на глаз". Но практикуют и другие, более сложные для кандидатов. На пример, один работник организации встречается с несколькими кандидатами или кандидатками, или с одним претендентом встречается 2-3 работника. Представитель фирмы, проводящий собеседование, имеет возможность одновременно оценивать всех присутствующих кандидатов, пребывающих при этом в экстремальной для них ситуации. А при встрече с несколькими работниками компании претендента на должность обычно засыпают "шквалом вопросов".

Важно: чем больше тебе удастся узнать о компании накануне собеседования, тем успешней для тебя оно пройдет.

Расскажите о себе Рассказывать всю свою биографию Рассказать о себе, делая упор на качества, которые могут понадобиться на новой должности
Почему вы выбрали именно эту компанию (на этой должность, эту сферу)? Рассказывать свою биографию, перечислять предыдущие места работы Сообщить о том, что ты умеешь и способна сделать для фирмы на этом месте
Почему вы покинули предыдущее место работы? Описывать все недостатки предыдущего места работы  
Что вам известно о нашей компании? "Я собиралась навести подробные справки, но как-то руки не дошли" "Я знаю, чем она занимается и чем торгует, какое место принадлежит ей в отрасли"
У вас в резюме написано то-то и то-то... Расскажите по-подробнее "Я составляла его сто лет назад и уже не помню деталей". Давай четкие и короткие ответы по существу.
Какие у вас преимущества перед другими претендентами на должность? Захваливать себя Коротко подчеркнуть свои деловые качества (исполнительность, инициативность, умение работать в команде и т.д.) Можно привести примеры из своей жизни.
Есть ли у вас недостатки? Торопиться с самокритикой Упомяни недостатки, никак не влияющие на твои профессиональные качества. (На пример, курение).
Вам нравится работать "в команде"? "Я с гораздо большим удовольствием показала бы, на что способна в одиночку" Скажи, что нравится и приведи конкретный пример.
Какой вы себя видите через пять лет? "Отдельный кабинет, высокая зарплата, должность специально "под меня"" "Я собираюсь все эти годы работать в вашей компании и надеюсь, что новые знания послужат моему продвижению по службе".
На какую заработную плату вы расчитываете? Соглашаться на минимальную плату Узнав по-подробнее об обязанностях, поинтересоваться, какова средняя зарплата на новой должности (а еще лучше предварительно разузнать самой).

Продумай заранее ответы на возможные вопросы и не поленись "порепетировать" перед зеркалом или домашними, но знай, что всего предусмотреть нельзя. Будь готова к импровизации.

Вопросы к работодателю

Какими будут мои главные служебные обязанности на предлагаемой должности?
Как будет выглядеть мой типичный рабочий день?
Будут ли у меня починенные? Кто будут мои непосредственные начальники?
С какими трудностями я могу столкнуться на работе?
Какие главные цели ставит перед собой ваша организация?
Какие преимущества вашей организации по сравнению с другими? Какие дополнительные возможности или другие выгоды имеют ее работники?
Люди какого типа достигают наибольшего успеха в вашей организации?

Первые 90 секунд

Итак, ты уже в кабинете лица, проводящего собеседование. Первое впечатление - самое сильное, а складывается оно в течение первых 90 секунд общения. В кабинет заходи спокойно, поздоровайся, улыбнись и представься. Но луше не начинать со слова "Я" - лучше сказать что-то вроде: "Мы с вами договорились о собеседовании. Меня зовут..."
Дождись, пока тебе предложат сесть. Если есть выбор, не занимай место напротив собеседника, так как в этом случае ты подсознательно занимаешь позицию "против". Сесть лучше вполоборота, спиной к стене, а не спиной к открытому окну или большому пространству, где двигаются люди. В таком положении ты будешь чувствовать себя напряженно.
Смотри собеседнику в глаза и в область треугольника, две вершины которого - его глаза, а третья - середина лица.
Ни в коем случае не рассматривай кабинет и не пытайся прочитать документы, лежащие на столе.


"Подводные камни" и психологические тайны

Возьми с собой все документы, свидетельствующие о твоих профессиональных достижениях и полученном образовании, и будь готова продемонстрировать их в случае необходимости.
Главный залог успеха - спокойствие, уравновешенность и доброжелательность. Желательно не брать инициативу в разговоре на себя. Если беседа не коснулпсь вопросов, волнующих тебя, жди фразы: "Есть ли у вас какие-либо вопросы ко мне?" А если такой фразы не прозвучало, задай интересующие тебя вопросы в конце бесседы. Сначала поинтересуйся своими обязанностями, режимом работы, наличием подчиненных, а уже потом переходи к финансовым вопросам.
Избегай:
- категоричных утверждений;
- предложений, содержащих частицу "не" и слово "нет";
- длительных монологов;
- негативной оценки кого-либо, особенно предыдущего начальника и бывших колег;
Еще несколько советов:
- не перебивай собеседника;
- задавая вопрос, формулируй его так, чтобы ответом было "да";
- жестикулируй вмеру;

Сколько я хотела бы зарабатывать?
Так или иначе вы будете говорить про оплату труда. Было бы лучше, если б этот вопрос возник во время усной бесседы, а начальную сумму назвал работодатель. Но иногда этот вопрос стоит в анкете, которую ты заполняешь накануне собеседования, и ты должна быть готова к этому вопросу. Поэтому заранее поинтересуйся, сколько получают на подобной должности сотрудники других фирм. И хорошо бы было узнать уровень зарплат именно в этой фирме. Если это выяснить не удалось, вопрос к работодателю лучше сформулировать примерно так: "Интересно было бы узнать, сколько вы планируете платить человеку, который займет эту должность?"

После того, как вы обсудили все важные вопросы, нужно закрепить положительное впечатление о себе. Сначала узнай, каким образом ты узнаешь о результатах собеседования (чтобы создать впечатление незавершенности и оставить возможность еще раз напомнить о себе). Поблагодари (с достоинством) за уделенное тебе время и внимание и попрощайся.

Обсудить на форуме...

Главная   Карьера   Трудоустройство