|
Как пройти собеседование
Статья подготовлена по материалам Женского консорциума
ННД-США и "Винрок Интернешнл"
Итак, свершилось! Долгие поиски свободных вакансий и терпеливые
обзванивания потенциальных работодателей принесли свои плоды - тебе назначили
собеседование (и возможно не одно). Не думай расслабляться - тебе предстоит
маленькая психологическая дуэль. Впрочем, в ней не будет победителя и
побежденного. Если тебе удастся найти общий язык с работодателем, в выигрыше
будут все.
Внешний вид|
Вопросы работодателя|
Вопросы к работодателю|
Первые 90 секунд|
"Подводные камни"
Внешний вид
"Что одеть?" - это первый вопрос, который станет
перед тобой после приглашения на собеседование. Твоя одежда должна зависеть
от того, в какой области работает фирма, на какую должность вас приглашают,
кто будет вести собеседование.
Если ты не собираешься делать карьеру в сфере шоу-бизнеса (где экстравагантный
наряд является привычным), то для такого случая лучше всего подходит деловой
костюм мягких пастельных тонов. В любом случае, яркие цвета (особенно
красный) одевать рисковано. Юбка предпочтительнее брюк. Длина юбки должна
"укладываться" в промежуток от "лодонь под коленом"
до "ладонь над щиколоткой". Само собой, вся одежда должна быть
идеально чистой и выглаженной. Обрати внимание на обувь - лучше отказаться
от очень высоких каблуков.
Если волосы длинные, то не распускай их. Если стрижка короткая, то у присутствующих
не должно сложиться впечатления, что ты только что из парикмахерской.
Все документы положи в папку и в портфель или сумку (желательно, с минимальным
количеством металических деталей). Не одевай броскую бижутерию и украшения.
Кроме обручального кольца, лучше одеть не больше одного престня. Сделай
себе незаметный макияж и лучше не использовать резких духов.
О чем может спросить работодатель
Собеседования бывают разные. Чаще всего их проводят "с глазу на глаз".
Но практикуют и другие, более сложные для кандидатов. На пример, один
работник организации встречается с несколькими кандидатами или кандидатками,
или с одним претендентом встречается 2-3 работника. Представитель фирмы,
проводящий собеседование, имеет возможность одновременно оценивать всех
присутствующих кандидатов, пребывающих при этом в экстремальной для них
ситуации. А при встрече с несколькими работниками компании претендента
на должность обычно засыпают "шквалом вопросов".
Важно: чем больше тебе удастся узнать о компании накануне
собеседования, тем успешней для тебя оно пройдет.
Расскажите о себе |
Рассказывать всю свою биографию |
Рассказать о себе, делая упор на качества,
которые могут понадобиться на новой должности |
Почему вы выбрали именно эту компанию (на
этой должность, эту сферу)? |
Рассказывать свою биографию, перечислять
предыдущие места работы |
Сообщить о том, что ты умеешь и способна
сделать для фирмы на этом месте |
Почему вы покинули предыдущее место работы?
|
Описывать все недостатки предыдущего места
работы |
|
Что вам известно о нашей компании? |
"Я собиралась навести подробные справки,
но как-то руки не дошли" |
"Я знаю, чем она занимается и чем торгует,
какое место принадлежит ей в отрасли" |
У вас в резюме написано то-то и то-то...
Расскажите по-подробнее |
"Я составляла его сто лет назад и уже не
помню деталей". |
Давай четкие и короткие ответы по существу.
|
Какие у вас преимущества перед другими претендентами
на должность? |
Захваливать себя |
Коротко подчеркнуть свои деловые качества
(исполнительность, инициативность, умение работать в команде и т.д.)
Можно привести примеры из своей жизни. |
Есть ли у вас недостатки? |
Торопиться с самокритикой |
Упомяни недостатки, никак не влияющие на
твои профессиональные качества. (На пример, курение). |
Вам нравится работать "в команде"?
|
"Я с гораздо большим удовольствием
показала бы, на что способна в одиночку" |
Скажи, что нравится и приведи конкретный
пример. |
Какой вы себя видите через пять лет? |
"Отдельный кабинет, высокая зарплата,
должность специально "под меня"" |
"Я собираюсь все эти годы работать
в вашей компании и надеюсь, что новые знания послужат моему продвижению
по службе". |
На какую заработную плату вы расчитываете?
|
Соглашаться на минимальную плату |
Узнав по-подробнее об обязанностях, поинтересоваться,
какова средняя зарплата на новой должности (а еще лучше предварительно
разузнать самой). |
Продумай заранее ответы на возможные вопросы и не поленись
"порепетировать" перед зеркалом или домашними, но знай, что
всего предусмотреть нельзя. Будь готова к импровизации.
Вопросы к работодателю
Какими будут мои главные служебные обязанности на предлагаемой
должности?
Как будет выглядеть мой типичный рабочий день?
Будут ли у меня починенные? Кто будут мои непосредственные начальники?
С какими трудностями я могу столкнуться на работе?
Какие главные цели ставит перед собой ваша организация?
Какие преимущества вашей организации по сравнению с другими? Какие дополнительные
возможности или другие выгоды имеют ее работники?
Люди какого типа достигают наибольшего успеха в вашей организации?
Первые 90 секунд
Итак, ты уже в кабинете лица, проводящего собеседование. Первое
впечатление - самое сильное, а складывается оно в течение первых 90 секунд
общения. В кабинет заходи спокойно, поздоровайся, улыбнись и представься.
Но луше не начинать со слова "Я" - лучше сказать что-то вроде:
"Мы с вами договорились о собеседовании. Меня зовут..."
Дождись, пока тебе предложат сесть. Если есть выбор, не занимай место
напротив собеседника, так как в этом случае ты подсознательно занимаешь
позицию "против". Сесть лучше вполоборота, спиной к стене, а
не спиной к открытому окну или большому пространству, где двигаются люди.
В таком положении ты будешь чувствовать себя напряженно.
Смотри собеседнику в глаза и в область треугольника, две вершины которого
- его глаза, а третья - середина лица.
Ни в коем случае не рассматривай кабинет и не пытайся прочитать документы,
лежащие на столе.
"Подводные камни" и психологические тайны
Возьми с собой все документы, свидетельствующие о твоих профессиональных
достижениях и полученном образовании, и будь готова продемонстрировать
их в случае необходимости.
Главный залог успеха - спокойствие, уравновешенность и доброжелательность.
Желательно не брать инициативу в разговоре на себя. Если беседа не коснулпсь
вопросов, волнующих тебя, жди фразы: "Есть ли у вас какие-либо вопросы
ко мне?" А если такой фразы не прозвучало, задай интересующие тебя
вопросы в конце бесседы. Сначала поинтересуйся своими обязанностями, режимом
работы, наличием подчиненных, а уже потом переходи к финансовым вопросам.
Избегай:
- категоричных утверждений;
- предложений, содержащих частицу "не" и слово "нет";
- длительных монологов;
- негативной оценки кого-либо, особенно предыдущего начальника и бывших
колег;
Еще несколько советов:
- не перебивай собеседника;
- задавая вопрос, формулируй его так, чтобы ответом было "да";
- жестикулируй вмеру;
Сколько я хотела бы зарабатывать?
Так или иначе вы будете говорить про оплату труда. Было бы лучше, если
б этот вопрос возник во время усной бесседы, а начальную сумму назвал
работодатель. Но иногда этот вопрос стоит в анкете, которую ты заполняешь
накануне собеседования, и ты должна быть готова к этому вопросу. Поэтому
заранее поинтересуйся, сколько получают на подобной должности сотрудники
других фирм. И хорошо бы было узнать уровень зарплат именно в этой фирме.
Если это выяснить не удалось, вопрос к работодателю лучше сформулировать
примерно так: "Интересно было бы узнать, сколько вы планируете платить
человеку, который займет эту должность?"
После того, как вы обсудили все важные вопросы, нужно закрепить
положительное впечатление о себе. Сначала узнай, каким образом ты узнаешь
о результатах собеседования (чтобы создать впечатление незавершенности
и оставить возможность еще раз напомнить о себе). Поблагодари (с достоинством)
за уделенное тебе время и внимание и попрощайся.
Обсудить
на форуме...
Главная
Карьера
Трудоустройство
|