Торжество в родном коллективеС. А. Новиков. Журнал "Секретарь-референт" Вы любите праздники? А гулять так, чтобы потом не было
мучительно больно, умеете? В последние годы буквально у нас на глазах
зарождалась культура корпоративного поведения, например, на вечеринке.
И с удивлением замечаем: торжество в родном коллективе мало чем отличается
от детсадовского утренника - те же заготовленные стихи, самодельная стенгазета,
милые подарки. И - море удовольствия. Сказка о попе и работнике его... "Однажды в студеную зимнюю пору" директор одной фирмы решил устроить народные гулянья по случаю Нового года. Позвал он своих заместителей и доверенных лиц на совет, и решили они пойти всей командой в небольшой ресторанчик неподалеку от офиса. Решено - сделано. Забронировали зал, заказали хлеб-соль… И 29 декабря прямо с работы явились в назначенное место все - от генерального директора до грузчиков и экспедиторов. Туда же приехали крупные клиенты фирмы, партнеры, близкие друзья директора. Иными словами, общество собралось что надо. Взаимные новогодние поздравления - от дирекции сотрудникам и наоборот - заняли минут пятнадцать. Дальше были музыка, пляски, тихие обжимания по углам и ползающие по мраморному полу вестибюля пьяные грузчики. В целом же праздник прошел хорошо. Все сказали друг другу массу приятных слов, каждый остался доволен количеством выпитого, съеденного, выстраданного и прочувствованного. ...После рождественских каникул директор вызвал к себе заместителя и предложил уволить пару сотрудников. Одного - за то, что был слишком пьян, вторую - за то, что соблазнила перспективного менеджера, который недавно женился. "Моральный облик коллектива мне дороже всего!" - негодовал шеф. Так что для этих двоих результат новогоднего вечера оказался весьма печальным. Зато еще одного сотрудника, - который прекрасно сочинял новогодние поздравления в стихах, - директор решил повысить и назначил ему большой оклад. Мораль сей басни такова: даже в самые светлые праздники, представ пред ясны очи руководства, особо не расслабляйтесь. Впечатление, которое вы производите на окружающих, должно быть приятным всегда и во всех отношениях. Слово о трезвости И солидные, и начинающие отечественные бизнесмены уже осознали, что Новый год - праздник одновременно и семейный, и общественный, который просто необходимо отметить всем коллективом. Ведь не секрет, что напряженные отношения между сотрудниками часто возникают потому. что они принадлежат к разным поколениям, к разным национальностям (в инофирмах). Им бывает легче понять друг друга, общаясь в неформальной обстановке. Совместная встреча Нового года способствует созданию в коллективе дружеской атмосферы. В некоторых компаниях принято важных клиентов и топ-менеджеров угощать отдельно, а для всего коллектива устраивать более демократичное и дешевое гулянье. Подобная тактика не лишена логики, главное - чтобы один праздник не проходил за счет другого, и коллектив не делился на "родных" и "приемных" детей. Лучший выход - четко развести оба события во времени и пространстве. У всех, кто занимается организацией новогодних торжеств, возникает множество вопросов, в частности, где и как их проводить. Все зависит от обстоятельств и традиций: большие западные фирмы предпочитают дорогие рестораны и угощают сотрудников (а также их жен, мужей и детей) так, что после новогоднего вечера надо неделю сидеть на диете. В нашем отечестве больше принято отмечать Новый год 29 и 30 декабря после трудового дня непосредственно на рабочем месте. Фуршет, организованный прямо в офисе, имеет свои преимущества: от сотрудников требуются минимальные усилия. Не надо бежать домой переодеваться, не надо ломать голову, с кем оставить детей, брать с собой супруга или нет. Ведь корпоративные праздники существуют не затем, чтобы всех накормить до отвала и напоить до бесчувствия, а чтобы показать, как мы друг друга взаимно уважаем. Вообще, искусство поведения на корпоративном празднике заключается в том, чтобы высказать всем дружеское расположение, продемонстрировать свои таланты, которые, быть может, в рабочее время трудно проявить, но при этом не перейти грань и не напроситься к сослуживцам или к начальнику в близкие друзья. Безусловное правило корпоративных торжеств - нельзя напиваться до полной "отключки" и соблазнять коллег. (Хотя оно нарушается повсеместно, и мы, напоминая эту азбучную истину, уподобляемся энтузиастам, пропагандирующим в пивной трезвый образ жизни.) Не забывайте, что даже во время самого беззаботного праздника вы находитесь на работе. И если дух авантюризма клокочет у вас в крови, выпускайте пар в первом попавшемся ресторане или на дискотеке, но только не среди тех людей, с которыми работаете. Пусть коллеги не знают о вас всей правды - останьтесь для них загадкой. Неплохо бы соблюдать меру и в украшении рабочих мест: нарядная елка в офисе на Новый год наверняка поднимет настроение. Но гирлянды, висящие, как лианы, в каждом кабинете, излишни. Праздники в женском и мужском коллективах отличаются угощением: женщины любят сладкое, а мужчины… и сладкое любят, и пьют больше. Если среди коллег есть люди с неустроенной личной жизнью, надо проявлять такт - не устраивайте, например, розыгрыши на личные темы. Тон торжествам, как правило, задает начальник. Это совершенно не значит, что он обязан быть тамадой (в каждом коллективе есть свой неунывающий массовик-затейник), но выступить с приветственным словом, поблагодарить коллектив за старание - его первейшая обязанность. Вообще, достойное поведение начальника благотворно влияет на атмосферу коллективной вечеринки, и сотрудники не позволяют себе переходить грань приличия. Можно, конечно, прогнуться и, как в сказке Шварца, похвалить шефа: дескать, честное слово, вы гений, ваше величество! Или рискнуть поговорить с начальником по душам - благо представилась такая возможность. Но, как знать, может, в задушевной беседе вы расскажете о себе такое, чего шефу знать вообще не следует. Куда мудрее показать свою предприимчивость и инициативность. Вспомните все, чему вас учили в школьном лагере: читайте стихи,
сочиняйте шарады, танцуйте, разыгрывайте импровизированный спектакль.
Будьте уверены: ваши успехи в художественной самодеятельности начальник
непременно возьмет на заметку. Все идет по плану Главное - правильно спланировать праздник. В компании, где я работаю, еще в начале декабря провели специальный тренинг, на который пришло по два-три человека от каждого отдела. За час с небольшим нам удалось выяснить, чего мы ждем от Нового года, что мы можем сделать и кто за что будет отвечать. Теперь каждый отдел внесет свою лепту в подготовку, а это и есть то, что называется корпоративной культурой. Сегодня мы горячо взялись за организацию праздника, а завтра так же дружно "впряжемся" в новый коммерческий проект. А значит, занимаясь таким "второстепенным и необязательным" делом, мы готовим себя к серьезной работе. Еще в одной прогрессивной компании сотрудники организовали новогоднее представление. Скромными силами они разыграли русскую народную сказку про репку на свой лад. Сначала появился директор - Дед. Посадил он репку - компанию. Выросла она большая-пребольшая. Дед тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал он Бабку - бухгалтера. Потом Жучку - отдел сбыта. Затем Мурку "в кожаной тужурке" - службу безопасности. И наконец, мышку - отдел рекламы. И конечно, общими усилиями они вытащили корнеплод. Коллектив был в полном восторге. Ничто так не греет душу, как созерцание собственных достижений - на сцене ли в исполнении кого-то из коллег, в праздничной ли стенгазете. Ведь все это знаки внимания и признание вашего вклада в общее дело. Доставьте радость себе и своим сослуживцам! Одеваться на новогоднее торжество надо с умом, ведь большую часть дня вы вынуждены будете провести на рабочем месте. Деловой костюм можно превратить в праздничный при помощи мелких деталей - яркого галстука или легкого шарфика. Но даже самое нарядное платье не должно быть вызывающим. Не стоит концентрировать на себе внимание юбочкой до признаков пола или глубоким декольте. Иногда заботы о новогодних костюмах берут на себя организаторы. Например, кладут на праздничные столы незатейливые маски, колпачки, носики, ушки и прочие атрибуты карнавального костюма. Даже этих мелочей будет достаточно, чтобы люди веселились от души, отвлекшись на время от повседневных забот. Новогодние сюрпризы С детства мы привыкли получать подарки от Деда Мороза со Снегурочкой. С годами мало что меняется: в каждом из нас живет ребенок, который с надеждой и волнением ждет сюрпризов и необычных поздравлений. Поздравительные открытки партнерам по бизнесу и крупным клиентам - необходимый элемент делового этикета. Перестараться тут трудно. Можно не ограничиваться общим официальным: "Happy New Year!", а отдельно поздравить менеджеров и секретарей, с которыми приходится работать. Можно отправить сувениры с символикой фирмы по почте, но лучше вручить их лично. Хорошим подарком для клиентов станет сообщение о рождественских скидках. Несомненно, стимулом к работе послужат премии по итогам года. Получив такое вознаграждение, сотрудники фирмы преображаются на глазах, у них, образно говоря, вырастают крылья. Не забудьте поздравить детей своих коллег. Купить билеты на новогоднее представление и сладкие подарки - дело не слишком хлопотное и дорогое, зато каждая мама будет тронута до глубины души. Казалось бы, какой пустяк - небольшая прибавка к зарплате на подарки детишкам. А оказывается, просто необходимо внимание. И никакие доплаты в середине года не компенсируют его отсутствие. Не пожалейте денег, господа руководители, отправьте инициативного
сотрудника в "Детский мир" - пусть он купит подарки для детей,
да и для взрослых тоже. Но, безусловно, самый лучший новогодний подарок - возможность работать в вашей прекрасной фирме. И как только эта простая мысль при помощи комплиментов, подарков, премий и других человеческих знаков внимания дойдет до сознания всех сотрудников, ваша компания на долгие годы действительно станет процветающей. |