|
Испытательный срок
Елена Бабичева. Журнал
"Секретарь-референт"
Вас приняли на работу, назначили испытательный срок. Кажется,
чего проще - за один-три месяца доказать, что работодатели не ошиблись
в вас. Вот только случаи, когда через некоторое время приходится услышать:
"Спасибо, но вы нам не подходите", сегодня не редкость. Почему?
Оказывается, причин, по которым вы с работодателем не сошлись характерами,
всего три.
1. Руководство само не знает, чего хочет
И регулярно меняет кандидатов на вакантное место в надежде найти единственного
и неповторимого.
Ирина: "Я устроилась в издательство, вроде неплохо работала, замечаний
особых не было, но через полтора месяца мне объявили, что я не справляюсь
со своими обязанностями и нужно сдать дела новому сотруднику. Конечно,
я расстроилась. Меня не оставляла в покое мысль: что же я не так сделала.
Какие-то ошибки у меня, безусловно, были, как у любого нового сотрудника.
Месяца через три мне пришлось звонить в издательство по своим делам. Каково
же было мое удивление, когда я узнала, что после меня на этом месте пробует
себя уже третий человек!"
Этот вариант, наверное, самый неприятный. Руководство принимает вас на
работу и увольняет по каким-то своим соображениям, которые едва ли можно
предвидеть заранее. Подстраховать себя в такой ситуации достаточно сложно.
Единственное, что можно сделать, поинтересоваться, между прочим, долго
ли работал на этом месте ваш предшественник, и как давно здесь работают
остальные сотрудники. В случае постоянной смены кадров будьте готовы к
неожиданностям.
2. Несоответствие занимаемой должности
Очень часто это просчет отдела кадров, а вовсе не прошедшего собеседование
кандидата. По этой причине с вами, к сожалению, может произойти история,
аналогичная нижеприведенной.
Девушка устраивалась на работу в совместное предприятие, где,
разумеется, требовалось знание иностранного языка, который она, в принципе,
учила в школе. Внешность оказалась соответствующей, язык - "подвешенным"...
Что она рассказала на собеседовании и как прошла конкурс - неизвестно,
поскольку взяли ее не секретарем, как она хотела, а предложили вести переговоры
с иностранными клиентами. На английском языке, естественно. Несколько
недель она обходилась знаниями, полученными в спецшколе, но когда фирму
посетили американцы, девушка общаться с ними не смогла. Она просто не
понимала, что они говорят на своем сленге. В тот же день ее испытательный
срок закончился. Досрочно.
3. Не вписалась!
Бывают случаи, когда расстаются с работником, несмотря на наличие у него
необходимых качеств, знаний и опыта. Да, профессионализм - это замечательно,
но не менее важно умение вписаться в коллектив, наладить общение с коллегами.
Можно быть сколь угодно высококвалифицированным специалистом, но, не умея
строить отношения с людьми, вы не построите и карьеру.
Пожалуй, одним из важнейших психологических моментов при испытательном
сроке является заинтересованность, желание работать именно в данной фирме.
Это также важно, как и наличие соответствующих деловых качеств. Ну что
с того, что вы великолепно разбираетесь в компьютерах? Если вы всем своим
видом демонструете, что "на вас свет клином не сошелся", это
мало кому понравится. Более того, и коллеги, и начальство начнут выискивать
у вас просчеты, станут придираться. Знаете ли, очень неприятно иметь дело
с равнодушными и высокомерными людьми.
Если вы действительно хотите закрепиться на этой должности, не скрывайте
своих желаний от окружающих. Конечно, не нужно на каждом углу твердить,
что для достижения своей цели вы готовы сделать все что угодно. Но вспомните,
к примеру, как очаровывают мужчин? Все свои достоинства - крупным планом.
Недостатки? Есть, конечно, но они, естественно, не так важны.
Чтобы убедить руководство в вашем стремлении работать именно здесь, необходимо
проявлять инициативу. Разумеется, по отношению к работе.
Если у вас возникло желание стать инициатором традиционных
утренних "кофепитий" с обсуждением вчерашней телепрограммы или
пышных празднований дней рождений сотрудников, то испытательный срок не
самый удачный период для нововведений. Все это вы сможете осуществить
позднее, когда станете неотъемлемой частью коллектива.
Абсолютно все начальники, принимая на работу нового человека,
ждут, что он внесет свежую струю в деловое сотрудничество: секретарша
упорядочит учет документов, учительница найдет общий язык с трудным ребенком,
менеджер привлечет новых клиентов, а журналист придумает новую рубрику.
Поэтому ищите свежие идеи, предлагайте разнообразные проекты - это лучшее
доказательство твоей заинтересованности в работе.
Руководство вообще любит, когда подчиненные думают и придумывают, но только,
пожалуйста, умерьте свою фантазию до разумных пределов и не пытайтесь
кардинально поменять направление деятельности коллектива. Кстати, имейте
в виду, если предложенный вами проект получит одобрение, вы должны быть
готовы сами его и реализовать.
Перестаньте бояться, начните работать
Если вы отчаянно боитесь, что не справитесь со своими обязанностями, то
есть, если вы чувствуете, что задание явно превосходит ваши возможности,
честно предупредите о необходимости консультаций. Но не говорите: "Ах,
это так сложно, я не смогу". Ведь иногда благодаря испытательному
сроку, нередко именно в тех случаях, когда вы неожиданно даже для себя
"прыгаете выше головы", открываются захватывающие перспективы
для карьерного роста.
Инну взяли в гостиницу на должность секретаря, но буквально в тот же день
девушка, работавшая администратором, уволилась, и Инну, как и других девушек
из приемной, просили периодически выполнять некоторые функции администратора.
"Девчонок, вероятно, подавляла ответственность этой работы, - вспоминает
Инна, - мне же это казалось весьма увлекательным: поселить гостя, зарегистрировать
его... Уже через пару недель я умела абсолютно все, что должен уметь администратор,
и даже не удивилась, когда директор гостиницы предложил мне после испытательного
срока занять эту должность".
Чем заняться на рабочем месте
Никогда не сидите на работе без дела. Очень важно уметь найти занятие
самостоятельно. Весьма распространенная ситуация: одно задание уже выполнено,
новое пока не поступило. Заняться вроде нечем, и вы сидите за столом,
не зная, куда себя деть. Руководство же свято верит, что хороший работник
не станет сидеть сложа руки. И это действительно так. Потом уже, войдя
в курс дела, вы не раз убедитесь в этом, потому что лишь во время возникшей
между делами паузы сможете побродить по интернету, выпить кофе, разгадать
кроссворд или, скажем, выяснить по телефону отношения с любимым. Но пока
вас "испытывают", даже имея возможность воспользоваться свободной
минуткой, не поддавайтесь подобным соблазнам.
Лучше разберите бумаги в своем столе, изучите документы, подготовьте бланки,
заполните наперед регистрационные карточки. В общем, что-нибудь делайте.
В конце концов, возьмите ручку с блокнотом или сядьте за компьютер и составьте
план работы. Или попытайтесь разработать какую-нибудь идею. И когда начальник
поинтересуется, как вы справляетесь с делами и над чем в данный момент
трудитесь, он не застанет вас врасплох.
Сколько можно отпрашиваться?
Привычка отпрашиваться, чтобы решить в рабочее время свои проблемы, -
отголосок застойных времен. В тех организациях, где работают по свободному
или сменному графику, личные вопросы оставляют на свободное от работы
время. Там же, где надо "трубить" от звонка до звонка, отпрашиваться
приходится - мало ли что может случиться в жизни. Руководители относятся
к этому по-разному - одни сразу без разговоров отпускают, другие мучают
расспросами, что да как. Постарайтесь не отпрашиваться во время испытательного
срока. Начальству совершенно точно не понравится, если вам без конца надо
будет то лечить зуб, то ждать сантехника, то ребенка вести на танцы, то
мужа - на получение охотничьей лицензии.
Когда сотрудник отсутствует, недовольны все: шеф - потому
что работа не делается, коллеги - потому что кто-то из них должен делать
ее за вас. И раздражает даже не необъятное количество ваших проблем, а
неумение их решать в нерабочее время. Сотрудник, который не может организовать
свое свободное время, справедливо подумает руководитель, едва ли сможет
справиться с работой. Тем более не стоит отпрашиваться, ссылаясь на сложности
со здоровьем, иначе начальство просто испугаются, что фирма разорится
на оплате ваших больничных.
Конечно, испытательный срок - период повышенной нервозности.
Все-таки если вас не согласятся оставить - это будет ощутимым ударом по
самолюбию. Но не забывайте, что испытывают не только вас, но и вы. Ведь
может оказаться, что в этом коллективе постоянно строят друг другу козни,
зарплату выплачивают с задержками, а авралы случаются каждый день из-за
общей неорганизованности. Если вы видите, что работа явно не отвечает
вашим требованиям, не бойтесь в конце испытательного срока отказаться
от нее. Для этого понадобится определенное мужество в наше неопределенное
время, но если вы точно знаете чего хотите и уверены в своих профессиональных
качествах, - не опускайте планку. То, что работу сегодня очень трудно
найти, - миф, вероятно, придуманный неудачниками, которые ничего не умеют
делать. Важно лишь правильно соотнести свои возможности со своими запросами.
Ну а если это именно то место, о котором вы мечтали, постарайтесь не упустить
его. Тот факт, что вы новичок, можно обернуть в свою пользу - никто не
знает ваших прошлых ошибок и промахов. На новом месте легко создать себе
новый имидж. Собственно, так к испытательному сроку и надо отнестись -
как к трамплину для карьерного прыжка.
Не забудьте о мелочах
Иногда даже мелочь может сыграть против вас, поэтому лучше заранее убрать
"арбузные корки", на которых многие поскальзываются.
Когда звонит телефон, не ждите, пока трубку возьмет
кто-то другой. Понятно, вы не отвечаете на телефонный звонок, боясь сказать
что-нибудь не так. Но это может вызвать неприязнь коллег: они с головой
погрузились в дела, а вы сидите рядом с телефоном и наслаждаетесь его
трелью. Прислушайтесь, что говорят по телефону другие сотрудники, обратите
внимание, принято ли спрашивать, кто звонит, прежде чем подзывать к телефону
начальника, - и действуйте смелее.
Если вы не запомнили, как зовут всех коллег, то имена
сотрудников, сидящих с вами в одной комнате, и тех, с кем постоянно приходится
общаться, нужно запомнить сразу и навсегда. Желательно, чтобы не возникало
такой ситуации, когда вы громко спрашиваете: "Тут Марину к телефону,
кто это?". А Марина - вот, сидит напротив вас и сверлит недобрым
взглядом. Безусловный плюс вам, если вы уже на второй день можете свободно
ориентироваться в именах и должностях своих сослуживцев и знаете, к кому
с каким вопросом подойти. Начальство, несомненно, оценит то, что, получив
задание, вы не будете ждать разъяснений: "С этим вопросом подойдите
к начальнику планового отдела. Не знаете кто?.. Иван Сергеевич. Не знаете
где?.. На втором этаже в конце коридора".
Вы боитесь общаться с посетителями и принимать решения.
На самом деле ничего страшного в этом нет. Ведь, принимая вас на работу,
вам дали информацию о деятельности фирмы, рассказали, как кому отвечать.
С первого же дня необходимо почувствовать себя полноправным сотрудником
и вести себя так, будто работаете здесь уже лет сто. Если вы будете делать
вид, что не видите и не слышите вошедшего посетителя, и промолчите, уступив
кому-нибудь другому право ответить на его вопросы, о вас могут попросту
забыть.
Если вы разрываетесь между "мы" и "вы".
Обратите внимание, как вы говорите о работе и коллективе: "вы"
или "мы", "ваша фирма" или "наша". Как вы
скажете: "Когда вы сдаете отчет?" или "Когда мы сдаем отчет?",
"В вашем отделе" или "В нашем отделе"? Это важный
психологический аспект. Если вы все время "выкаете", то невольно
проводите грань, устанавливаете дистанцию между собой и коллегами, отстраняетесь,
остаетесь, так сказать, вечным новичком. А когда вы говорите "мы",
то ставите себя в один ряд с сослуживцами, демонстрируя, что вы - вместе,
делаете одно дело, и неудивительно, что очень скоро вы действительно станете
полноправным членом коллектива.
Обсудить
на форуме...
Главная
Карьера
Трудоустройство
|