Визитные карточкиГеоргий Монахов. Журнал "Секретарь-референт"
Чтобы у читателей не сложилось впечатление, что правила, которых мы часто не знаем и не соблюдаем, придуманы мною, а потому совсем не обязательны, в своих статьях я привожу много цитат. Надеюсь, что мнения авторитетных бизнесменов, известных имиджмейкеров и протоколистов убедят вас в том, что существуют единые стандарты общения, принятые в мировом деловом сообществе. Статью о визитных карточках я хочу начать с рассказа американского специалиста в сфере деловых коммуникаций Лэйл Лаунсенд. Она говорит об ошибках американки, прилетевшей в Японию: "Чтобы чувствовать себя удобно во время длительного авиаперелета в Токио, она надела свои любимые стильные джинсы и курточку. Четырнадцать часов спустя четверо безупречно одетых джентльменов приветствовали ее в аэропорту Нарита. Улыбаясь и низко кланяясь, они вручили ей свои визитные карточки. Держа одной рукой сумку, она взяла их другой. Поблагодарив, она бросила взгляд на визитки и положила их в задний карман джинсов. Затем достала свою визитную карточку. Решив, что иностранцам будет трудно произнести напечатанное на карточке ее полное имя Джеральдина, сверху надписала уменьшительное - Джерри. Джентльмены склонились над визиткой, изучая ее, и даже несколько раз взглянули на обратную сторону, прежде чем один из них спрятал карточку в портфель. … Ошибкой Джерри было пренебрежительное обращение с визитками. В Азии визитная карточка является одним из важнейших элементов протокола. Ее всегда дают и принимают обеими руками с подчеркнутым уважением. Кроме того, Джерри слишком быстро спрятала визитки. В Азии с их помощью стараются завязать разговор, читая информацию на карточке своего собеседника и не откладывая ее до тех пор, пока он осторожно и почтительно не уберет вашу. Положить визитку в задний карман джинсов - проявление предельного неуважения. … Джентльмены несколько раз переворачивали визитную карточку Джерри, пытаясь на оборотной стороне найти ее имя и информацию о компании, в которой она работает, на японском языке. Оборотная сторона визитки была, конечно, чистой. Джерри не следовало приписывать на карточке свое имя. Визитные карточки в Азии если и не священный предмет, то во всяком случае нечто такое, что нельзя портить беспорядочными надписями, сделанными от руки". Ритуал обмена визитками характерен не только для азиатских партнеров. Каждый бизнесмен понимает: деловая визитная карточка - это документ, а потому необходимо соблюдать определенные требования не только к ее внешнему виду, но и к церемонии обмена, в которой особенно много "проколов в протоколе". Этикет обмена визитными карточками Не навязывайте свою визитку! Ее вручают, когда возникла заинтересованность в продолжении контактов. А это далеко не всегда происходит при знакомстве. Но что же делать, если вам вручили визитку? Обязательно вручите в ответ свою карточку. Но если не желаете продолжать контакты, воспользуйтесь не обычной рабочей, а представительской. На представительской карточке нет адреса, телефонов и других данных для продолжения контактов. Такая визитка необходима в первую очередь тем, кто часто вынужден общаться с публикой: артистам, представителям модельного бизнеса, политикам. Представительскую визитку также можно использовать при регистрации на конференциях и съездах, на выставках. Запомните: обмен визитками - это церемония,
сценарий, где каждому отведена определенная роль, которая не меняется
в зависимости от ее исполнителей. Получатель, выражая почтение, должен внимательно (хотя
и непродолжительно) рассмотреть карточку и обязательно произнести фамилию,
имя или должность ее владельца. Это может быть фраза вежливости:
"Спасибо, господин Кононов", "Очень приятно, Маргарита
Алексеевна". Или просто: "Господин вице-президент!". Признайтесь:
вы так поступаете? Нет? Увы, это этикетная демонстрация пренебрежительного
отношения к партнеру на языке символов. То есть nonverbal communications
- бессловесное общение! Отправляясь куда-либо с визитом, помните: первыми вручают
визитку хозяева, а не посетители. Но коммерческий или рекламный
агент вправе возразить мне: "Такое правило этикета может помешать
заключить сделку, если хозяин кабинета (предполагаемый заказчик), не вручив
своей карточки, скажет: "Да, ваши предложения неплохие, мы их обдумаем
и обратимся в вашу фирму". Но ведь процент от заказа хочу получить
я, и нужно, чтобы обратились именно ко мне, а у партнера не останется
моей визитки!". Немного терпения - сейчас мы найдем выход. А пока подробнее остановимся на другом варианте доставки визитной карточки - с помощником-коллегой или с сотрудником вашего партнера, который возьмется передать о вас необходимую информацию. В случае если карточку в организации оставляете не вы лично, а помощник, нужно загнуть левый край визитки. Можно не указывать "для кого" - об этом скажет уполномоченное вами лицо, а пометку о цели сделать все-таки придется. Но в обоих случаях карточку надо вложить в конверт (специальный фирменный или любой другой). Заклеивают конверт лишь в случае передачи личного послания, но не в официальной сфере - это стоит взять на заметку при передаче личных визиток в светской жизни (но об этом ниже). Надписывают конверт с визиткой, только если его отправляют с заказанным товаром из магазина. Итак, посетитель, которому хозяин кабинета не вручил визитку,
может передать свою карточку через секретаря (или другого
сотрудника своего партнера) до или после встречи, сделав пометку
о цели вручения визитки и вложив ее в незапечатанный конверт.
Предполагается, что на визитку, доставленную по почте или с помощником,
получатель отвечает не позже, чем через 24 часа: звонит, посылает письмо
или вручает в ответ свою визитку. Такой выход на новый контакт весьма
обнадеживает. Надписи на визитных карточках Пометки, сообщающие о цели вручения визитки, делают в нижнем левом углу карточки. Это первые буквы слов на французском языке, который был, как известно, языком этикета (вспомните романы XIX века). Используют эти пометки во всем мире, а не только во франкоязычных странах. Вы можете и не знать, как звучат эти слова, просто запомните их как таблицу умножения. Р.Р. (рour presentation) - "для представления".
Эту надпись делают с целью знакомства, рекомендации. Визитку с такой пометкой
вкладывают в конверт с рекомендательным письмом. Продолжение следует... (требования к деловой визитной карточке, отступления от упомянутого стандарта) |