Пожалеем хама
Юлия Дранчук. Журнал
"Секретарь-референт"
Слово "хамство" есть не во всех языках. Наверное
потому, что само явление присутствует далеко не в каждой культуре. Но
для нас хамство - на работе, на улице, в магазине - привычное дело. Можно
ли оградить себя от него? Как ему противостоять и нужно ли это делать?
Ведь многие считают, что отвечать хаму, значит снизойти до его, хамского,
уровня.
На первый взгляд, есть две возможные реакции на хамство.
Вариант Первый: вы молчите, игнорируя реплики в свой адрес.
Плюсы: вы на высоте, это, несомненно. Если сейчас вам так не кажется,
то позже вы в этом убедитесь. Не подвергается сомнению и наличие у вас
внутренней силы, ведь вы сдержали свою ответную агрессию.
Минусы: это не избавляет вас от неприятного ощущения - ведь хам остался
доволен! И безнаказан (!) - его стерпели. Нередко наше чересчур мягкое
поведение играет на руку обидчику.
В сумме: вы, находясь на высоте, все равно чувствуете себя потерпевшим
- а это несправедливо!
Вариант второй: вы хамите в ответ.
Плюсы: вы чувствуете, что за себя постояли - поставили хама на место.
Мол, кесарю - кесарево, и далее по тексту.
Минусы: вы ведь вышли из себя, правда? А значит расстроились.
В сумме: контратака, к сожалению, не освобождает от раздражения, и обидчик
снова добивается своего.
Итак, эти противоположные варианты выгодны одному лишь хаму
и совершенно не выгодны вам. Так что же делать? Психологи в такой ситуации
советуют сдержать себя, выждать некоторое время, чтобы найти достойный
ответ. Наиболее выигрышная реакция на хама - уверенность в себе и достойный
ответ. Различают хамство бытовое и "при исполнении".
Бытовое хамство
Жизнь моей приятельницы Ольги стала кошмаром: отношения
с мужем испортились, он демонстративно ей изменял, и брак был под угрозой
распада. В довершение всего ей звонила любовница мужа - молодая девушка,
только что окончившая школу. Напоминала она о себе ежедневно, причем речь
ее каждый раз была образцом вульгарности: "Знаешь, твой муж тебя
не любит, ты ему надоела. Он любит меня, а я его, и мы намерены связать
свои судьбы. Мы спим вместе каждый день!" Последний факт, очевидно,
представлялся девушке самым веским аргументом, потому что его она особенно
акцентировала. Молодость придавала юной особе уверенность в собственной
правоте. Но девушка забыла, что Ольга годилась ей в матери не только по
прожитым годам, но и по жизненному опыту, который сделал ее мудрой. Как
призналась мне сама Ольга, то, что они "спят вместе", задевало
гораздо меньше, чем хамское "ты". Она знала, что ее муж-донжуан
на самом деле не собирается связывать свою судьбу ни с кем, потому что
ему гораздо удобнее иметь дома верную жену и двух детей и при этом гулять
на стороне. Однако объяснить это своей любовнице муж либо не смог, либо
не захотел, позволяя недавней школьнице строить радужные планы.
Моя приятельница повела себя чрезвычайно тонко - недаром мудрость была
ее преимуществом. Она справедливо рассудила, что закатывать скандалы мужу
бесполезно и болезненно для семьи, к тому же спровоцировать скандал как
раз и было целью девушки. Ольга набралась терпения и, когда соперница
в очередной раз стала рассказывать, как они "спят вместе", совершенно
спокойно сказала ей примерно следующее: "Послушайте, деточка! Я рада
и горжусь, что у моего Андрея в его 42 прекрасная потенция и столько нерастраченных
эмоций. Но вы знаете, в последнее время он жалуется на вашу неопытность.
Зайдите как-нибудь ко мне - чайку попьем, поболтаем, я вам открою несколько
женских секретов!" "Деточка" смешалась, промямлила нечто
невразумительное и повесила трубку. Больше она не звонила.
В этой ситуации Ольга показала пример правильного обращения с хамами.
Но у нее была возможность подготовиться. К сожалению, так бывает не всегда.
Большинство контактов с хамами происходит не по телефону, а при непосредственном
общении. Думать в такой ситуации некогда, да и трудно. Ведь человек, которого
оскорбляет хам, в замешательстве, он растерян, а в таком состоянии остроумные,
а тем более мудрые вещи в голову не приходят. Поэтому к хамству нужно
быть готовым. Вот что рекомендуют психологи в "хамских" ситуациях:
1. Вы не реагируете на зазывания хама к словесной драке и отворачиваетесь
от него. И думаете, что ответить, - спокойно и не торопясь. Если придумали
и хам по-прежнему на месте - так же спокойно поворачиваетесь к нему и
надменно (желательно с улыбкой) говорите придуманное. Внимание! Высказываться
стоит лишь тогда, когда вы уверены, что созданная вами сентенция разумна
и впечатляюща. И еще: ставить хама на место желательно перед самым выходом
из троллейбуса - во избежание продолжения дискуссии.
2. Если в нужный момент вы так и не придумали ничего достойного - продолжайте
размышлять об этом, когда нечего делать, например, в ожидании транспорта
на остановке. Ищите меткие слова, но только будьте поэтом, а не мстителем.
Гоните от себя негативные чувства.
3. Есть еще один вариант, самый простой, - домашние заготовки. Главное,
чтобы ваш ответ был неожиданным и непонятным. Представьте ситуацию: вы
едете в троллейбусе и спокойно читаете книжку. К вам подсаживается угрюмый
тип, несколько минут пристально вас изучает, после чего произносит сакраментальную
фразу: "Малышка, твоей маме зять не нужен?" В принципе, одного
слова "малышка" ("киска", "птичка", "детка")
достаточно, чтобы определить ситуацию как хамство. Вы отрываетесь от книжки,
серьезно-пресерьезно смотрите ему в глаза и спрашиваете: "Что у вас
болит?" Возможны другие варианты вопроса: "Давно вы употребляете
коньяк по утрам?" или "Желтый - ваш любимый цвет?" На худой
конец, сбейте его с толку вопросом типа "Вам нравятся соленые бананы?"
Вы разыграете очень веселую и эффектную сцену!
Самый верный способ не стать жертвой хама - избегать общения с ним. А
если хам - служебное лицо, чиновник, подпись которого совершенно необходима?
Или посетитель, и общение с ним входит в ваши профессиональные обязанности?
Или, того хуже, бог и царь, другими словами, босс?
Хамство при исполнении
Хам - чиновник
Вы сидите в приемной уже 40 минут. Тем временем чиновник решает по телефону
свои личные дела (вы это слышите), не реагирует на просьбы выслушать вас
и, ко всему прочему, с вами на "ты".
Для начала уясните себе главное: так он разговаривает со всеми! Поэтому
обижаться на него бесполезно. Хамят обычно те, кому в детстве не хватало
любви и заботы. В общении с такими людьми помогает обыкновенная лесть.
Скажите ему: "Михаил Васильевич, вы же гений! Вы руководитель от
Бога! Только вам под силу решить этот сложнейший вопрос". Обычно
такие слова оказываются действенными.
В переговорах с чиновниками помогают и подарки. Но будьте осторожны: попадаются
"кристально честные коммунисты". Так что лучше предварительно
навести справки.
Если вы проситель, не стесняйтесь снова и снова повторять хаму свои требования.
Вы идете в атаку - и должны быть максимально настойчивы!
Хам - посетитель
Если хам приходит сам, то этот хам - ваш клиент или, того хуже, недовольный
партнер. Здесь будет уместна тактика "умасливания". Для начала
предложите гостю чашку кофе. Подстраивайтесь под вашего визитера. Принимайте
ту же позу, что и он: клиент встал - и вы встаньте. На равных вам легче
будет с ним разговаривать.
Слушая клиента, отделяйте эмоции от сути сообщения, можно даже делать
пометки на бумаге. Не прерывайте вашего собеседника, дайте ему выговориться:
легко возбудимые люди быстро успокаиваются. Проявите к нему внимание,
отнеситесь с теплотой, даже если делать этого совершенно не хочется.
Ответную речь вы должны произнести так, чтобы уверенность в вашей правоте
не вызвала никаких сомнений. Вы для него сделали все что могли - сделать
лучше было невозможно. Не стесняйтесь и не ленитесь рассказывать о процессе
работы обстоятельно и подробно.
В итоге ваш "короткий, минут на сорок" отчет о проделанной работе
если и не удовлетворит посетителя, то хотя бы его успокоит.
Хам - начальник
Начальник - человек, от которого мы зависим гораздо больше, чем от клиента
или партнера по бизнесу. Если вам "повезло" на руководителя
с крутым нравом, настройтесь на то, что не задержитесь в этой фирме. Человеку
с чувством собственного достоинства тяжело и незачем находиться там, где
это самое чувство постоянно втаптывают в грязь.
Ищите себе новое место работы, одновременно старайтесь извлекать пользу
из создавшегося положения - приобретайте связи и опыт. Такой психологический
маневр поможет вам легче пережить неприятные ситуации, ведь все это временно.
Если "пропесочивание" вас все же настигло, главное - сохраняйте
спокойствие: ваши оправдательные реплики лишь повысят уровень адреналина
у начальника. Если "головомойка" происходит в присутствии третьих
лиц, не думайте, что шеф поставил целью унизить вас, - он просто хочет
упрочить свой авторитет, или вы попали ему под горячую руку.
Но даже с хамом-начальником можно справиться. Записывайте все предъявленные
к вам претензии. Скажите, что подготовите письменный ответ по всем пунктам.
Только несите его не раньше, чем шеф успокоится. И упаси вас бог заводить
с таким начальником дружбу: от увольнения это вас не спасет, а этот процесс
будет гораздо более долгим и неприятным.
Итак, кем бы ни был хам, с которым свела вас судьба (чиновником, партнером,
начальником или соседом по купе), столкнувшись с ним, помните: это не
ваша проблема. Поэтому у вас нет никаких причин чувствовать себя обиженным
и оскорбленным. Посмотрите на этого человека с сожалением: ведь как ему
должно быть плохо, если он не в состоянии контролировать себя. Но идти
на поводу у хама нельзя: отвечайте ему спокойно и твердо.
В общем, отнеситесь к хаму с пониманием, ведь доброта может спасти мир.
И от хамства тоже.
Обсудить на форуме
Женский клуб
Карьера
Деловое общение
|