Пожалеем хама

Юлия Дранчук. Журнал "Секретарь-референт"

Слово "хамство" есть не во всех языках. Наверное потому, что само явление присутствует далеко не в каждой культуре. Но для нас хамство - на работе, на улице, в магазине - привычное дело. Можно ли оградить себя от него? Как ему противостоять и нужно ли это делать? Ведь многие считают, что отвечать хаму, значит снизойти до его, хамского, уровня.

На первый взгляд, есть две возможные реакции на хамство.
Вариант Первый: вы молчите, игнорируя реплики в свой адрес.
Плюсы: вы на высоте, это, несомненно. Если сейчас вам так не кажется, то позже вы в этом убедитесь. Не подвергается сомнению и наличие у вас внутренней силы, ведь вы сдержали свою ответную агрессию.
Минусы: это не избавляет вас от неприятного ощущения - ведь хам остался доволен! И безнаказан (!) - его стерпели. Нередко наше чересчур мягкое поведение играет на руку обидчику.
В сумме: вы, находясь на высоте, все равно чувствуете себя потерпевшим - а это несправедливо!

Вариант второй: вы хамите в ответ.
Плюсы: вы чувствуете, что за себя постояли - поставили хама на место. Мол, кесарю - кесарево, и далее по тексту.
Минусы: вы ведь вышли из себя, правда? А значит расстроились.
В сумме: контратака, к сожалению, не освобождает от раздражения, и обидчик снова добивается своего.

Итак, эти противоположные варианты выгодны одному лишь хаму и совершенно не выгодны вам. Так что же делать? Психологи в такой ситуации советуют сдержать себя, выждать некоторое время, чтобы найти достойный ответ. Наиболее выигрышная реакция на хама - уверенность в себе и достойный ответ. Различают хамство бытовое и "при исполнении".

Бытовое хамство

Жизнь моей приятельницы Ольги стала кошмаром: отношения с мужем испортились, он демонстративно ей изменял, и брак был под угрозой распада. В довершение всего ей звонила любовница мужа - молодая девушка, только что окончившая школу. Напоминала она о себе ежедневно, причем речь ее каждый раз была образцом вульгарности: "Знаешь, твой муж тебя не любит, ты ему надоела. Он любит меня, а я его, и мы намерены связать свои судьбы. Мы спим вместе каждый день!" Последний факт, очевидно, представлялся девушке самым веским аргументом, потому что его она особенно акцентировала. Молодость придавала юной особе уверенность в собственной правоте. Но девушка забыла, что Ольга годилась ей в матери не только по прожитым годам, но и по жизненному опыту, который сделал ее мудрой. Как призналась мне сама Ольга, то, что они "спят вместе", задевало гораздо меньше, чем хамское "ты". Она знала, что ее муж-донжуан на самом деле не собирается связывать свою судьбу ни с кем, потому что ему гораздо удобнее иметь дома верную жену и двух детей и при этом гулять на стороне. Однако объяснить это своей любовнице муж либо не смог, либо не захотел, позволяя недавней школьнице строить радужные планы.
Моя приятельница повела себя чрезвычайно тонко - недаром мудрость была ее преимуществом. Она справедливо рассудила, что закатывать скандалы мужу бесполезно и болезненно для семьи, к тому же спровоцировать скандал как раз и было целью девушки. Ольга набралась терпения и, когда соперница в очередной раз стала рассказывать, как они "спят вместе", совершенно спокойно сказала ей примерно следующее: "Послушайте, деточка! Я рада и горжусь, что у моего Андрея в его 42 прекрасная потенция и столько нерастраченных эмоций. Но вы знаете, в последнее время он жалуется на вашу неопытность. Зайдите как-нибудь ко мне - чайку попьем, поболтаем, я вам открою несколько женских секретов!" "Деточка" смешалась, промямлила нечто невразумительное и повесила трубку. Больше она не звонила.
В этой ситуации Ольга показала пример правильного обращения с хамами. Но у нее была возможность подготовиться. К сожалению, так бывает не всегда. Большинство контактов с хамами происходит не по телефону, а при непосредственном общении. Думать в такой ситуации некогда, да и трудно. Ведь человек, которого оскорбляет хам, в замешательстве, он растерян, а в таком состоянии остроумные, а тем более мудрые вещи в голову не приходят. Поэтому к хамству нужно быть готовым. Вот что рекомендуют психологи в "хамских" ситуациях:
1. Вы не реагируете на зазывания хама к словесной драке и отворачиваетесь от него. И думаете, что ответить, - спокойно и не торопясь. Если придумали и хам по-прежнему на месте - так же спокойно поворачиваетесь к нему и надменно (желательно с улыбкой) говорите придуманное. Внимание! Высказываться стоит лишь тогда, когда вы уверены, что созданная вами сентенция разумна и впечатляюща. И еще: ставить хама на место желательно перед самым выходом из троллейбуса - во избежание продолжения дискуссии.
2. Если в нужный момент вы так и не придумали ничего достойного - продолжайте размышлять об этом, когда нечего делать, например, в ожидании транспорта на остановке. Ищите меткие слова, но только будьте поэтом, а не мстителем. Гоните от себя негативные чувства.
3. Есть еще один вариант, самый простой, - домашние заготовки. Главное, чтобы ваш ответ был неожиданным и непонятным. Представьте ситуацию: вы едете в троллейбусе и спокойно читаете книжку. К вам подсаживается угрюмый тип, несколько минут пристально вас изучает, после чего произносит сакраментальную фразу: "Малышка, твоей маме зять не нужен?" В принципе, одного слова "малышка" ("киска", "птичка", "детка") достаточно, чтобы определить ситуацию как хамство. Вы отрываетесь от книжки, серьезно-пресерьезно смотрите ему в глаза и спрашиваете: "Что у вас болит?" Возможны другие варианты вопроса: "Давно вы употребляете коньяк по утрам?" или "Желтый - ваш любимый цвет?" На худой конец, сбейте его с толку вопросом типа "Вам нравятся соленые бананы?" Вы разыграете очень веселую и эффектную сцену!
Самый верный способ не стать жертвой хама - избегать общения с ним. А если хам - служебное лицо, чиновник, подпись которого совершенно необходима? Или посетитель, и общение с ним входит в ваши профессиональные обязанности? Или, того хуже, бог и царь, другими словами, босс?

Хамство при исполнении

Хам - чиновник
Вы сидите в приемной уже 40 минут. Тем временем чиновник решает по телефону свои личные дела (вы это слышите), не реагирует на просьбы выслушать вас и, ко всему прочему, с вами на "ты".
Для начала уясните себе главное: так он разговаривает со всеми! Поэтому обижаться на него бесполезно. Хамят обычно те, кому в детстве не хватало любви и заботы. В общении с такими людьми помогает обыкновенная лесть. Скажите ему: "Михаил Васильевич, вы же гений! Вы руководитель от Бога! Только вам под силу решить этот сложнейший вопрос". Обычно такие слова оказываются действенными.
В переговорах с чиновниками помогают и подарки. Но будьте осторожны: попадаются "кристально честные коммунисты". Так что лучше предварительно навести справки.
Если вы проситель, не стесняйтесь снова и снова повторять хаму свои требования. Вы идете в атаку - и должны быть максимально настойчивы!

Хам - посетитель
Если хам приходит сам, то этот хам - ваш клиент или, того хуже, недовольный партнер. Здесь будет уместна тактика "умасливания". Для начала предложите гостю чашку кофе. Подстраивайтесь под вашего визитера. Принимайте ту же позу, что и он: клиент встал - и вы встаньте. На равных вам легче будет с ним разговаривать.
Слушая клиента, отделяйте эмоции от сути сообщения, можно даже делать пометки на бумаге. Не прерывайте вашего собеседника, дайте ему выговориться: легко возбудимые люди быстро успокаиваются. Проявите к нему внимание, отнеситесь с теплотой, даже если делать этого совершенно не хочется.
Ответную речь вы должны произнести так, чтобы уверенность в вашей правоте не вызвала никаких сомнений. Вы для него сделали все что могли - сделать лучше было невозможно. Не стесняйтесь и не ленитесь рассказывать о процессе работы обстоятельно и подробно.
В итоге ваш "короткий, минут на сорок" отчет о проделанной работе если и не удовлетворит посетителя, то хотя бы его успокоит.

Хам - начальник
Начальник - человек, от которого мы зависим гораздо больше, чем от клиента или партнера по бизнесу. Если вам "повезло" на руководителя с крутым нравом, настройтесь на то, что не задержитесь в этой фирме. Человеку с чувством собственного достоинства тяжело и незачем находиться там, где это самое чувство постоянно втаптывают в грязь.
Ищите себе новое место работы, одновременно старайтесь извлекать пользу из создавшегося положения - приобретайте связи и опыт. Такой психологический маневр поможет вам легче пережить неприятные ситуации, ведь все это временно.
Если "пропесочивание" вас все же настигло, главное - сохраняйте спокойствие: ваши оправдательные реплики лишь повысят уровень адреналина у начальника. Если "головомойка" происходит в присутствии третьих лиц, не думайте, что шеф поставил целью унизить вас, - он просто хочет упрочить свой авторитет, или вы попали ему под горячую руку.
Но даже с хамом-начальником можно справиться. Записывайте все предъявленные к вам претензии. Скажите, что подготовите письменный ответ по всем пунктам. Только несите его не раньше, чем шеф успокоится. И упаси вас бог заводить с таким начальником дружбу: от увольнения это вас не спасет, а этот процесс будет гораздо более долгим и неприятным.
Итак, кем бы ни был хам, с которым свела вас судьба (чиновником, партнером, начальником или соседом по купе), столкнувшись с ним, помните: это не ваша проблема. Поэтому у вас нет никаких причин чувствовать себя обиженным и оскорбленным. Посмотрите на этого человека с сожалением: ведь как ему должно быть плохо, если он не в состоянии контролировать себя. Но идти на поводу у хама нельзя: отвечайте ему спокойно и твердо.
В общем, отнеситесь к хаму с пониманием, ведь доброта может спасти мир. И от хамства тоже.

Обсудить на форуме

Женский клуб   Карьера  Деловое общение