Женская деловая одежда

Визитная карточка автора:
Георгий Монахов, бизнес-консультант по вопросам этикета и имиджа
www.monakhov.com.ua

Георгий Монахов. Главы из книги "Мелочи создают совершенство"

Цель этой главы - охарактеризовать женскую одежду с точки зрения делового этикета, а также помочь женщинам понять, что значит "выражать своим видом успех".

Выбор фасона

Поскольку мы говорим об одежде женщин представительских профессий, об одежде, к которой предъявляются определенные требования и которая предполагает некоторые ограничения, то придется начать с нескольких "нельзя".

Нельзя в официальной обстановке деловых встреч с партнерами быть в брючном костюме.

Это не только неписаное правило делового мира. Исследования психологов показывают, что такой костюм не способствует деловому успеху: женщины, одетые на службе в мужском стиле, часто выглядят миниатюрными, и это снижает их авторитет. Хотя, если вспомнить принципы сообразности (обстановке), то уместно в брючном костюме отправиться с деловой делегацией на автобусную экскурсию или в загородную поездку, но в обстановке офиса это неприемлемо. Помните: чем консервативнее обстановка, тем меньше поводов надеть брючный костюм.

Нельзя "мини".

Деловой женский наряд должен быть длиннее, чем требует смелая мода. "Мини" все еще ассоциируется с самой древней профессией, и когда серьезные люди говорят о "мини", то подразумевают исключительно "итальянский вариант" - юбка до колен!
Но почему многие женщины все же любят короткие платья, даже если своими ногами годятся лишь в карточные дамы? Потому, считает Джон Моллой, что женщины "склонны преувеличивать значение собственной привлекательности". Отнеситесь же, милые дамы, к себе критически, подойдите к зеркалу. Может, вам вспомнится пушкинское:
… только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.

Или вы все же считаете, что очень не похоже на правду то, что видите в зеркале? …Но не обижайтесь: все это шутки (хотя и с несомненной долей правды!). На самом деле большая ошибка женщин в том, что демонстрацию своих "увлекательных" мест они используют как способ привлечь мужчину. И ошибаются: мужчина - охотник, завоеватель! Ему нужно дать возможность догадываться, желать, стремиться, добиваться - тогда для него будет ценно и в высшей степени желанно то, чего он достиг! В этом смысле мужчина больше склонен флиртовать, чем женщина: процесс для него не менее важен, чем результат. И как можно, привлекая мужчину внешним, сетовать потом на то, что он не интересуется вашим душевным миром? Не в этом ли причина предстоящих разочарований?

Вспомните, наконец, знаменитых секс-бомб, которых желали мужчины всего мира: Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, София Лорен. Можете вы их представить в мини юбке? Нет, потому что мудрая женщина знает: для мужчин интересны не те женщины, которым есть что показать, а те, которым есть что скрывать! "Платья, если правильно ими пользоваться, - доспехи женщины. Раздеться - значит разоружиться", - считает американская киноактриса Рэкуэл Уэлч. Так будьте во всеоружии! "Не стоит считать наличие черных чулок и откровенного наряда всегда бронебойным снарядом для мужчин… Такого добра и без вас более, чем достаточно!"(17). Помните: краткость - особенность нижнего белья, но не деловой одежды.

И опять-таки в связи с этим вспомните о принципе сообразности: акцент на внешнюю привлекательность мы можем делать в светской жизни, но не в деловой, где не объясняются в любви, а ведут переговоры, заключают сделки, а не брачные контракты и где предпочтение отдается не красоте и женственности, а уму и профессионализму. Так, исследователь деловой одежды Джон Моллой установил, что среди конторских работников женщины, чью манеру одеваться характеризовали как "в высшей степени женственную", "зарабатывали в среднем меньше и реже получали повышение. Зато наиболее высокооплачиваемыми были те женщины, которые в своей одежде придерживались профессионального, строгого, консервативного стиля без всякого кокетства и претензий". К тому же не стоит путать женственность с сексуальной агрессией.

Разрез на юбке не всегда помогает женщине, занятой бизнесом, подниматься по ступенькам карьеры и идти уверенно к намеченной цели. Эта деталь несообразна деловому стилю одежды, поэтому следует подобрать иной фасон или заменить paзpeз складкой. Распахивающийся paзpeз, несомненно, привлечет внимание деловых мужчин, но вместе с тем заставит усомниться в вашей профессиональной подготовленности и заподозрить: а не используете ли вы этот пикантный акцент как козырь, потому что у вас нет иных, более убедительных, чисто деловых аргументов?

Платье или костюм? Платье - это внутрифирменная одежда, оно уместно, если вы находитесь в окружении только своих сотрудников. Но и в этом случае оно должно быть с длинным рукавом или закрывающим не менее чем три четверти руки. Идеальный вариант расцветки - однотонное темное или различные варианты мелких или размытых полос и клетки. Светлые платья (металлик, бежевое) - для теплого времени года или когда после работы вас ожидают встречи неделового характера, а времени переодеться нет. Джон Моллой, признанный законодатель одежды для бизнеса, пишет: "Летом женщины часто надевают светлые платья ярких расцветок. Вы тоже можете носить такие платья, - пожалуйста, если хотите остаться секретаршей. Но если вы претендуете на более высокое положение в деловом мире, то помните, что даже летом на службу лучше надевать темные платья. Если же вы непременно хотите носить что-то светлых тонов, то носите костюм со светлой юбкой. Женское платье наиболее подвержено веяниям моды, и это влияет на стабильность и определенность впечатления от женщины, одетой в платье. Поэтому для работы я предлагаю как основную одежду костюм… Очень подходит для деловой одежды платье с жакетом в тон. Жакет, контрастирующий с платьем, придает женщине авторитетность и хорошо подходит для делового наряда. Жакет должен покрывать, а не подчеркивать контуры тела". Обратите внимание на последнюю фразу! Приталенная или обтягивающая одежда - один из запретов в бизнесе. Эдит Хэд, американский модельер, резюмирует: "Костюм должен быть достаточно облегающим, чтобы показать, что вы женщина, и достаточно свободным, чтобы показать, что вы леди". Прекрасное высказывание!

Женщинам из стран Западной Европы нравятся свободные, неприталенные костюмы простого покроя (минимализм), а не облегающие или слишком вычурные. Костюм - официальная одежда, он должен подходить для деловых встреч с партнерами и создавать авторитетный имидж. Не бойтесь, что вы будете выглядеть "синим чулком". Вы можете варьировать с цветом и длиной рукава: до начала кисти, или закрывающий руку на три четверти (не короче!), а также подобрать в зависимости от формы лица и торса различную форму выреза (с лацканами и без них, округлой или остроконечной формы, глубокий или высокий). С помощью аксессуаров вы сообщите наряду живость, подчеркнете свою индивидуальность и придадите законченный вид. В одной ситуации костюм выглядит строго и просто, а в другой - празднично и нарядно: к нему добавлен яркий шарфик или брошь. Жакет может быть с поясом в один день и без пояса - в другой.

Знаменитые костюмы от Chanel - это безупречный крой, строгость линий, никаких рюшей, воланов, оборочек. Взамен - психологический комфорт. Укороченный неприталенный жакет и юбка, слегка прикрывающая колена, стройнят и делают бизнес-леди молодой и мобильной. Этот элегантный и женственный наряд дополняют светлая блуза и туфли-лодочки.

Блайзеры от Armani - более сдержанны и суровы, но они создают имидж современной женщины, умеющей принимать решения, утверждающей себя как профи и готовой выигрывать в конкуренции.

Статьи из цикла "Женская деловая одежда":

Цвет деловой одежды
Выбор украшений

 Главная   Карьера Женская деловая одежда